Приемные дети двух кубанских подруг оказались братом и сестрой

Жизнь 15-летних Саши и Дениса из кубанской станицы Медведовской оборвалась в один день под колесами иномарки. Не сломаться в горе их мамам помогли чужие дети, которых осиротевшие женщины взяли в свои семьи

Для Татьяной Грудининой Тимошка - второй приемный ребенок. Для ее подруги Елены Моргуновой Леночка - первая. Недавно подруги узнали, что Леночка и Тимоша - брат и сестра.

Эта история - продолжение другого, не менее необычного сюжета, за развитием которого "РГ - Неделя" следит уже четвертый год. А началось все зимой 2004 года, когда Грудинины на семейном совете решили взять на воспитание глухонемую сироту. Решение принималось втроем - Татьяной, ее сыном Сашей и Таниной пожилой мамой, Марией Ивановной.

Сирота цыганская

С чумазой, одетой в лохмотья крохой Татьяна столкнулась в рождественский вечер на станичной улице: увидев, что за незнакомой девочкой гонится местный наркоман, схватила ее в охапку и помчалась домой. Ребенка отмыли, накормили и уложили спать. Только потом поняли: девочка ничего не слышит и не умеет говорить. Откуда она появилась в Медведовской, никто не знал, пока освоившаяся на новом месте малышка вдруг не начала танцевать, по-цыгански потряхивая маленькими плечиками. "Может, от табора отбилась наша беглянка?" - предположила баба Маша.

Оказалось, и правда: в станице недавно появилась цыганская семья, сняла хату на окраине, промышляла гаданием. Именно там, по словам очевидцев, одно время и крутилась глухонемая девочка. У ребенка не было не только имени. Никто вообще не знал, где и когда она появилась на свет. Цыгане подобрали ее на вокзале, а потом не очень и расстроились, когда девочка исчезла. Какой прок от молчуньи в их "бизнесе"?

Имя малышке Татьяна придумала сама - Катя, а возраст определили врачи - восемь с половиной лет. Малышка быстро освоилась у Грудининых, Саша стал называть ее сестренкой, баба Маша - внучкой, а для Тани она оказалась любимой доченькой.

С оформлением опекунства проблем не возникло: потомственная казачья семья пользуется в станице авторитетом. Татьяна - завклубом, организовала фольклорный коллектив "Кубанцы", ставший одним из лучших в районе. И если раньше на концерты с ней ездил сын, то теперь неизменной спутницей стала приемная дочка.

Разбилось счастье

Семейное счастье длилось недолго, всего-то семь месяцев... В начале августа 2004 года в мотоцикл, на котором Саша ехал вместе с другом Денисом, влетела иномарка сотрудника местной прокуратуры. Подростки погибли.

Матери буквально почернели от горя. Лена Моргунова, мать Дениса, после стресса угодила в больницу, а Татьяну спасла только Катюшка. Сегодня она признается: если бы не приемная дочка, точно бы тогда руки на себя наложила...

Деньги для Гурама

Рассказанная в сентябре 2004 года в "Российской газете" история о судьбе беспризорной глухонемой девочки и ее приемной матери вызвала массу читательских откликов. Письма шли со всей страны, люди старались помочь всем, чем могли. Так Катя попала на обследование в московскую клинику, затем ей купили современный слуховой аппарат и слухотренажер.

Сейчас девочка уже четвертый год как учится в специализированной школе. Теперь Катя произносит даже фразы, хотя восстановить полноценную речь так и не удалось: слишком долго ребенок провел в абсолютном безмолвии.

А Татьяне, ее приемной маме, пришлось пройти еще сквозь одно испытание: хозяин иномарки, под колесами которой погибли подростки, решил взыскать с Грудининой свыше 200 тысяч рублей... на ремонт машины!

Этому иску помогли "чудесные" превращения, которые претерпело дело о гибели подростков. Согласно первой экспертизе и мотоциклист, и водитель "Ауди" имели техническую возможность предотвратить столкновение, если бы точно соблюдали Правила дорожного движения. Однако позже появилось другое заключение, перекладывающее всю вину за аварию на погибшего мотоциклиста, то есть на 15-летнего Сашу, сына Татьяны Грудининой. В результате уголовное дело прекратили, а хозяин машины решил взыскать с несчастной матери деньги - обратившись с гражданским иском в суд.

Татьяна же упрямо продолжала собственное расследование, искала свидетелей ДТП, писала жалобы в прокурорские инстанции. Хозяин иномарки, теперь уже бывший старший помощник районного прокурора Гурам Анозов, по-видимому, надеялся заставить замолчать Грудинину с помощью поданного иска. Однако мы не могли остаться в стороне - "Российская газета" подключила к делу опытных юристов. Ничего у Гурама не вышло.

С тех пор прошло два года...

Тимошка

И вот - новый поворот. На днях пришла новость из семьи Грудининых: у Катюшки теперь есть младший брат - Тимофей! А его маленькую сестричку Леночку взяли к себе Моргуновы, чей сын Денис погиб вместе с Сашей.

- Ну разве это не чудо, - всплескивая руками, рассказывает Татьяна. - Ведь когда мы брали в свои семьи этих детей, даже не догадывались, что они родные по крови!

В станицу Медведовскую Тимашевского района мы приехали в канун Рождества. В доме у Грудининых полно гостей. У калитки нас встречает Катя. Она подросла и стала настоящей красавицей.

Везде в доме еще новогодние запахи. На кухне пахнет горячими пирогами, а в комнатах - хвоей и мандариновыми корками. Под нарядной елкой над разложенными на ковре игрушками склонились две белые пушистые головы. Это Тимошка и Леночка. Они уже не первый раз встречаются у Грудининых, но только недавно (как и их нынешние родители) узнали, что доводятся друг другу родными братом и сестрой.

- Я летом в районную больницу попала, - рассказывает нам Татьяна. - А вскоре в больницу из приюта пацаненка с поломанной ключицей привезли. Как сейчас помню: стою в коридоре, а он ковыляет навстречу, весь в гипсе, на лице ссадины. Вдруг остановился рядом и уставился своими глазенками: "Ты случайно не моя мама? - спрашивает. - Я маму везде ищу". У меня сердце так и екнуло! Прижала мальчишку к себе, увидела, что голова вся в шрамах и шишках, и так его жалко стало. "Ну, вот сыночек, родненький, и нашелся ты наконец", - говорю. А сама плачу...

Как потом выяснилось, шрамы на голове маленького Тимошки оставила мать-алкоголичка и ее сожители. За год, проведенный в приюте, ребенок забыл эту женщину, но, как и все дети, верил, что его мама все равно когда-нибудь найдется.

Вот так они и встретились. Когда Татьяну выписывали, малыш стоял у окна, махал вслед здоровой ручкой и кричал изо всех сил: "Возвращайся скорее за мной! Я тебя буду ждать!"

Конечно, решиться взять пацаненка было не так-то легко, ведь у Грудининой на руках два инвалида - Катюшка да баба Маша. Но все инстанции пошли навстречу. В районном отделе образования Грудинина узнала, что у мальчика есть младшая сестренка, но ее недавно забрали.

То, что сестренка попала в семью Моргуновых, выяснилось гораздо позже.

Леночка

Елена Моргунова, мама погибшего Дениса, - учительница в школе. После смерти старшего сына несколько раз попадала в больницу из-за стрессов. И ее, как и Татьяну, вернул к жизни ребенок - маленькая Леночка.

- Таня-то мне давно советовала взять ребенка, но я все никак не решалась, - рассказывает Елена. - А тут и муж, и младший сын, Степка, ему уже семнадцатый год пошел, вместе начали уговаривать взять кого-нибудь на воспитание. Пошли в райотдел образования, в приют, в больницу - и среди брошенных детей нашли годовалую девочку. Это и была наша Леночка!

Мне сначала ее на месяц отдали, а когда начала оформлять документы, выяснилось, что у девочки есть старший брат. Побежала за ним в приют (как же без братика-то!), а там ответили, что мальчик сломал руку, надо ждать, пока выпишется из больницы. А в больнице его усыновили, вот так мы и разминулись...

Вместе с Леночкой в доме Моргуновых будто маленькое солнышко поселилось. В больнице кроха едва на ножках стояла, а в семье быстро превратилась в веселую крепенькую щебетунью. Муж в ней души не чает, Степка, забросив компьютер, читает сестренке сказки, а к маме наконец вернулась улыбка.

Минувшей осенью Лена-большая позвонила подруге Татьяне, чтобы поделиться счастьем. А та ей в свою очередь о Тимошке рассказала. И только тут обе выяснили: их приемные дети доводятся друг другу братом и сестрой!

Теперь семьи Грудининых и Моргуновых породнились. Если раньше встречались в основном по печальным годовщинам, то сейчас все чаще собираются вместе, чтобы устроить детям общий праздник.

И таких дней в их жизни теперь все больше.

Если вы хотите написать письмо:

Татьяне Грудининой: 352721, Краснодарский край, Тимашевский район, ст. Медведовская, ул. Западная, 18.

Елене Моргуновой: 352721, Краснодарский край, Тимашевский район, ст. Медведовская, ул. Лиманная, 77.